4 ноября 2015

Виталий Радченко: белорусские писатели перестают «пахать на дядю» и создают свою литературу

Виталий Радченко  — окончил Гродненский колледж искусств, на хлеб зарабатывает звукорежиссурой, сегодня трудится на Радио Unistar. Но всегда мечтал стать писателем и дебютировал целым мистическим романом «Авессалом. Начало», действие которого происходит в Беларуси. Найти издателя молодому автору не удалось, и он успешно собрал средства на краудфандинговой площадке ulej.by.

Давайте признаемся, многие из нас нет-нет да и задумывались: «А не написать ли что-нибудь этакое?» Сложить несколько предложений, добавить красивые аллегории, непринужденный диалог героев, намекающий на интересную предысторию... А может быть, написать юмористический рассказ о приключениях, чаще всего вымышленных, ваших общих знакомых? У меня все началось именно так. Тем более что интернет пестрит мотивирующими открытками, призывающими не отказывать себе в творческих и продуктивных начинаниях: желаешь выучить корейский — отлично, совершить кругосветное путешествие на велосипеде — нет проблем, написать книгу — ради бога...

Книгу я написал. На сегодняшний день немалые средства на ее издание уже практически собраны при помощи краудфандинга. Роман «Авессалом. Начало» готовится к изданию. И хотя я невероятно горд этим фактом, должен признаться, что также невероятно поражен им. Потому что, так же как и огромное количество творческих людей Беларуси, был заражен нашей национальной «болотной язвой» под названием «Да никому это нафиг не нужно!». Оказывается — нужно. Несмотря на язвительные комментарии в обсуждениях, несмотря на «продвинутых знатоков» в сфере книгоиздания, уверяющих, что все давно поделено на квоты, что берут только известных и знаменитых, что нужно писать так, чтобы не думали, а прочитали и забыли в сумке сиденья автобуса. Что если уже хочешь издаваться, то для начала поработай «негром», а потом уж...

Нет, ну конечно, ничего зазорного в том, чтобы быть «литературным негром», нет. Я точно знаю, что это широко практикуется. Известные продюсеры — очень часто сами выходцы из Беларуси (забавно, да?) — с удовольствием привлекают к работе даже не просто авторов, а целые бригады. Бывшие кавээнщики сбиваются в группы, пишут сценарии для комедийных сериалов. Даже мне предложили как-то пройти «пробу пера», чтобы в дальнейшем писать сценарий сериала российского боевика со всем, как говорится, «фаршем» — ментами-бандюками-красотками-разборками. Вот, жду с нетерпением выхода фильма — посмотреть, от чего отказался...

Возможно, в этом есть определенный смысл. Набить руку, заострить перо. Поработать под руководством опытных людей, которым достоверно известно, что именно нужно показывать и рассказывать. Они и сюжет тебе придумают, и мотивацию твоим героям. Хотя нет, не твоим. Ну тогда хоть денег подзаработать можно! Это верно: написать книгу в стиле ЭКСМО (реальное пожелание заказчика) стоит в районе 1500 долларов. Даже не написать — переработать уже написанное заказчиком, но так, чтобы в ЭКСМО взяли. Еще хотите поработать «негром»? Я не очень. Я уж лучше что-то свое...

Вообще, эта тенденция — стесняться своего — у белорусов сложилась как-то исторически. Хотя нет, в эти дебри лезть опасно — заклюют. Тем не менее фразу «Чего? Так у тебя действие романа в Минске происходит?!» я слышал очень часто именно с негативным оттенком. «Тогда в Москву соваться бесполезно!» — ну а с этим, конечно, можно и согласиться. Можно и свой собственный мир выдумать, забросить туда героев и придумывать им на голову различной степени тяжести приключения. Есть даже отдельный жанр в фантастике — «Попаданцы» называется. Только зачем? Ведь человеческие отношения везде одинаковы. Любовь и измена, героизм и предательство будут актуальны в любом мире и в любых декорациях. Наталья Батракова — популярнейший и у нас, и в России автор, пишет о Беларуси. И настаивает на том, чтобы всегда указывали, что она именно белорусская писательница. И ведь публикуют. И у нас, и у них. А вот с Ольгой Громыко противоположная история. Поклонники этой знаменитой писательницы иногда и не догадываются о том, что она из Беларуси. В общем, с каждым днем «наших» писателей становится в России все больше. Я не трогаю высшие материи и не говорю про Нобелевских лауреатов — это наше все. Но даже среди коммерческой литературы, той, которую читают в метро и троллейбусах, все больше белорусских авторов, которые не только не боятся признаться в своем гражданстве, они гордятся им! Тенденция бумерангом возвращается в Минск, и мы все чаще видим интересные литературные работы на прилавках магазинов.

Уверен, ждут качественную, интересную, коммерческую (а чего стесняться этого слова) литературу. А если еще и события будут развиваться в знакомых местах — это лишь придаст книге определенную изюминку. Позволит по-новому взглянуть на родной город, на историю своего государства. Кстати, история Беларуси, всегда находившейся на перекрестке культур, содержит столько плодородного материала для исследований, что можно было бы только порадоваться за автора, который не поленится копнуть. Ну а если автор пишет не совсем исторический, а, скорее, псевдоисторический роман. Если с фантазией к делу подойти... А какое кино можно было бы снять!

Важнейший вопрос — деньги. Для становления писателя они очень нужны. Найти их надо самому, и еще совсем недавно это было практически невозможно. Действующая сегодня система краудфандинга действительно позволяет собрать средства для продвижения творческого продукта. Как для начинающих авторов, вроде меня, так и для признанных мэтров. Совсем недавно Борис Гребенщиков всего за пару дней собрал более трех миллионов российских рублей на запись альбома. Казалось бы, зачем звезде такой величины это? Но давайте будем честными: давно ли мы платили за музыку? А люди, желающие, чтобы Гребенщиков и дальше писал музыку, есть. И они заплатили деньги для того, чтобы и дальше наслаждаться творчеством кумира.

А сейчас самое главное. И, пожалуй, самое приятное. Дело в том, что такие люди есть и у нас! Доказательство тому, как говорилось выше, то, что я смог достучаться до потенциальных читателей и они не просто поставили «лайк», а проголосовали рублем. Значит, может получиться и у вас. Я уверен, что подобные площадки и позволят выкристаллизовать талантливых народных (в самом прямом смысле этого слова, ведь их поддержал народ) писателей! И у нас появится новая, свежая, интересная, а самое главное — СВОЯ литература.

Источник: Онлайнер

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии 1

Чтобы написать комментарий нужно войти  или зарегистрироваться

Сярожа #8593 , 6 ноября 2015, 18:27#
И как реально получит деньги на издание своих произведений, что это краудфандинг?