19 ноября 2020

Юрий Хромин поделился волнующими его темами в системе образования в качестве бывшего директора Лицея №1 Лиды

Юрий Хромин более 20 лет работал в школе, последние годы — на должности директора лицея №1 в Лиде. Он один из немногих руководителей в сфере образования, кто выступил против фальсификаций и насилия. Недавно с директором не продлили контракт. Юрий решил воспользоваться своим новым статусом экс-директора, чтобы честно рассказать о проблемах современной школы.

*      *      *

После выборов часть обманутых избирателей включилась в отстаивание своих голосов. Но многие остались в стороне. Почему? Ведь столько людей голосовали за перемены? Они боятся. Боятся быть оштрафованными, уволенными. Они несвободны. Потому что свобода — это уверенность в завтрашнем дне, убежденность, что ты всегда сможешь обеспечить себя и свою семью. «Какое отношение это имеет к образованию?» — скажете вы. Прямое!

Целью школы является формирование свободной, уверенной, подготовленной к самостоятельной жизни в обществе личности. Для части выпускников среднее образование является окончательным. Поэтому у выпускника школы должна быть такая уверенность.

Современные выпускники — это нафаршированные абстрактными, в основном бесполезными знаниями молодое люди. К чему они готовы? В лучшем случае к поступлению в вуз. Но и здесь заслуга школы не безусловна, потому что большинство школьников готовятся к поступлению с репетиторами. В выпускниках заинтересованы только учреждения образования следующей ступени, так как студенты обеспечивают их работой. Для реального работодателя —  они бесполезны.

Школа не готовит людей ко взрослой жизни. Поэтому школьное образование — это имитация образования.

Свободным человека делает профессионализм. Востребованность на рынке труда. Значит, в школе человек должен овладевать профессией? А лучше — двумя. Плюс иностранным языком, умением решать творческие задачи, работать в команде, самостоятельно учиться. Вот современные компетенции.

Разве в школе этому можно научить? Можно и нужно. В школе академика Михаила Петровича Щетинина, например, каждый ребенок получал среднее образование (многие — высшее), осваивал 1−2 рабочие профессии. 

У нас предметные знания сегодня являются целью обучения, а должны быть средством. Знания математических формул или правил языкознания не делают человека более уверенным в жизни. А вот умение рассчитать платежи по кредиту или написать резюме — делают. Поэтому в профильных классах ребята должны осваивать профессию, а профильные предметы должны стать средством овладения ей.

Филологический профиль может предполагать овладение профессией копирайтера, журналиста, секретаря-референта. Тогда язык и литература становятся средством овладения профессией, а не абстрактными знаниями. Экономический профиль должен готовить бухгалтера, бизнесмена, а математика обеспечивать расчет себестоимости, затрат.

Это решило бы одну из главных проблем современного образования — отсутствие мотивации. Ведь настоящее обучение начинается с потребности. У меня есть проблема. Чтобы ее решить, я буду стремиться получить знания для ее решения от учителя, из учебников, интернета. Такое обучение основано на внутренней мотивации (я хочу, мне надо). Учиться по-настоящему большинство из нас начинают с приходом на работу. Начинающему бухгалтеру надо начислить зарплату. Формулы он знает, а начислять не умеет. Проблема. Что он делает? Собирает информацию: спрашивает у опытной Марьи Ивановны («учителя»), ищет информацию в интернете. Решает проблему: начисляет зарплату. Исправляет ошибки. Знание превращается в умение, со временем становится навыком.

Какая проблема у Саши Иванова в 10 классе на уроке истории при изучении темы «Древняя Греция»? Никакой. В большинстве предметов школьники не видят практической пользы. Знания по этим предметам —  мертворожденные. Основной аргумент взрослых: «Не будешь учиться — не поступишь в вуз». То есть работает внешняя мотивация (так надо). Поэтому учим математику по 6-10 часов в неделю плюс репетитор, а на ЦТ получаем 50−70 баллов.

Вы заметили, что когда мы жалуемся на то, что дети не хотят учиться, мы говорим: «Не могу его заставить!»

В силу отсутствия внутренней мотивации большинству детей в школе учиться сложно и неинтересно. Много запущенных детей, которые отстали и не могут наверстать упущенное. Учителя таким детям отметки «рисуют». При этом рисование ниже «6» вызывает раздражение у всех — управления, администрации, родителей, и конечно, самого запущенного.

Что еще волнует меня как бывшего директора?

  • Жесткое администрирование

Работу школы контролируют районное и областное управления образования, министерство, методический кабинет, институт развития образования, департамент контроля качества образования и др.

Парадоксально, но контролирующими и проверяющими стали учреждения, призванные организовывать досуг школьников — дома творчества, центры туризма и экологии. Львиную долю своих обязанностей они переложили на школы. Они непрерывно высылают положения конкурсов, вся работа по проведению которых перекладывается на школы. Школе «помогают» (проверяют) методисты, специалисты, МЧС, ГАИ, ИДН, санстанция, прокуратура и пр.

  • Парализующая бюрократизация

Это следствие жесткого администрирования. Руководство школы работает, не поднимая головы. Чем занимается? Отписывается. Отписывается всем «заботящимся» о детях — управлению образования, методическому кабинету, дому творчества, центрам туризма и экологии, БРСМ, центру тестирования, МЧС, ГАИ, ИДН, санстанции и др. Ежедневно составляются приказы, протоколы, планы, отчеты, информации, справки.

  • Воспитательная работа

Это ахиллесова пята любой школы. Приходится одновременно заниматься повышением уровня воспитанности, организацией занятости во внеурочное время, организацией 6-го школьного дня, профилактикой травматизма, суицидов, наркомании, пьянства, нянчить запущенных детей запущенных родителей, обеспечивать вступление в ряды БРСМ, заниматься волонтерской работой, сбором макулатуры и металлолома, участвовать в нескончаемых конкурсах, викторинах, смотрах, проводимых «неравнодушными» организациями.

При этом для проверяющего первичными являются приказы, протоколы, планы, справки, отчет и вторичным — интересная жизнь детей. Поэтому, стоя перед выбором, провести или написать, опытный заместитель по воспитательной работе выберет — написать.

  • Школа выполняет обязанности родителей

Ребенок выпил. Родителей пожурили, а школа организует с ребенком индивидуальную профилактическую работу, за которую приходится отчитываться перед управлением, ИДН, КДН и др. На каникулах о занятости такого ребенка школа отчитывается ежедневно. Суббота — ребенок в школе. Каникулы — в лагере.

  • Борьба «с» и борьба «за»

Работа школы сегодня — это череда компаний по борьбе «с» и «за». Сегодня боремся с СOVID-19. Недавно боролись за 100% обеспечение спортивным инвентарем. Продолжаем бороться с травматизмом, что, по сути, скрытое поощрение пассивности, ведь активности без травм не бывает.

Актуальна борьба за безопасность обучающихся от террористов, маньяков, родителей, учителей. Устанавливаем турникеты, видеокамеры, охранников. Борьба инициируется, но чаще не финансируется. Крутись как хочешь. Поэтому актуальна работа школы по самостоятельному зарабатыванию денег.

  • Низкий престиж профессии учителя

Уровень молодых специалистов разный. Есть умницы, но преобладают середнячки. Они не могут обеспечить высокое качество знаний. Через десяток лет школа по-настоящему станет «средней».

  • Учебники стали энциклопедиями

Они совершенно безобразны, то есть лишены образов. В 10 классе на изучение истории Древней Греции отведен один урок. Учитель за 25 минут должен с помощью различных форм и методов раскрыть истоки цивилизации, природу и занятия, осветить феномен полиса, сравнить формы правления на примере Афин и Спарты, акцентировать внимание на важнейших реформах и войнах, завершив все походами Александра Македонского. 10 страниц с 31-й датой, 33-мя незнакомыми понятиями, 10-ю историческими личностями, 14=ю географическими объектами. Это профанация, а не обучение.

  • Аккуратность важнее креативности

Что требует учитель от детей при написании сочинения — аккуратности, знания орфографии и пунктуации. А надо, чтобы ценились мысли ученика, которые меняются каждую минуту. Что-то зачеркивается. Что-то дописывается. Вспомните черновики Пушкина, Толстого. Цель языка, чтобы ребенок писал, а не списывал.

  • Тесты вместо творчества

Нам навязали тестирование, которое незаметно убивает мысль. Программируется действие по команде: сигнал — реакция. При этом правильность ответа не подлежит сомнению. При подготовке к тестированию ученик «натаскивается» на правильный ответ. Главное — знать. Понимать — не обязательно.

Из школьных программ постепенно были вытеснены предметы художественно-эстетического цикла, что снизило уровень духовности и творчества. Омоновец, который бы в школьные годы играл в школьном оркестре или рисовал, не смог бы так жестоко избивать безоружных людей.

Детей лишили радости и опыта физического труда. За них все делают взрослые. При этом к техническому персоналу они относятся как к обслуге.

К положительным компаниям можно отнести олимпиадное движение, исследовательскую и инновационную деятельность. Но и они имеют существенные недостатки. Ребенок, являющийся призером олимпиады, может средне сдать ЦТ, так как требования сильно отличаются. В жертву олимпиадам приносятся знания по другим предметам.

И, кстати, победители олимпиад часто становятся студентами зарубежных, а не отечественных вузов. Я считаю, что олимпиадников необходимо взращивать, как спортсменов экстра-класса. Заключать контракты на работу за высокую плату на определенное количество лет в стране.

Инновационная деятельность — это в большей степени работа учителя, а не ученика. На полноценную инновационную деятельность просто нет времени. Слабой школе инновацию не предложат, а сильная — может иметь их несколько.

Что должно быть сделано?

1. Изменена установка: образование — это право, а не обязанность.

2. Конкретизирована цель: свободная, уверенная, творчески мыслящая, не боящаяся ошибок, умеющая работать в команде личность.

3. Долгосрочное планирование: подготовка специалистов, востребованных на рынке через 5−10 лет.

4. Поднят престиж педагогов. Самая высокая зарплата (самые высокие требования) обеспечит приток интеллектуальной элиты, вернет в образование мужчин.

5. Поднят уровень дошкольного образования (дети, играя, могут освоить иностранный язык).

6. Школам предоставлена автономия (право выбора программ, учебников, системы оценивания и пр.). При этом результатом их деятельности должно стать выполнение государственных образовательных стандартов. Эффективность работы школы оценивается по результатам выпускных испытаний, сдаваемых независимым комиссиям.

7. В 10−11 классах учащиеся осваивают 1−2 профессии. Знания, получаемые по профильным предметам, являются средством освоения профессии и носят прикладной характер.

8. Предметы художественно-эстетического цикла (танцы, музыка, ИЗО), как гуманизирующие, развивающие творчество, должны стать равнозначными с математикой, химией и историей и др.

9. Возвращена родителям полная ответственность за воспитание детей.

10. Учреждения образования полностью финансируются из бюджета. Средства, заработанные и привлеченные школой, расходуются по ее усмотрению.

11. Контролирующие и инспектирующие организации превращаются в организации-партнеры. Пожарный не проверяет схему и пожарную дружину, а рисует схему и обучает пожарную дружину и т.д. Инспектор ИДН не контролирует, а ведет профилактическую работу с детьми.

12. Образовательной средой, кроме школы, становятся природа, предприятия и организации, концертные залы, музеи и пр.

Rebenok.by


«Бизнес-Лида», 2020. Залетай к нам в Telegram!

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии 15

Чтобы написать комментарий нужно войти  или зарегистрироваться

Вася , 19 ноября, 16:08#
Я тоже не понимаю, почему Дом Творчества ходит с проверками по школам. Они вообще никогла не работали в школе и не были классными руководителями.
Вася , 19 ноября, 16:17#
Следует вернуть учителям ставку 18 часов, а те часы, которые освободятся, отдать многочисленным проверяющим, переведя их в разряд учителей. Слишком много проверяющих на одного учителя... То же самое и на заводах: администрация занимает большой процент по соотношению с рабочими
Viktat , 19 ноября, 16:51#
Какой же невероятный профан... Цитирую " В 10 классе на изучение истории Древней Греции отведен один урок. Учитель за 25 минут должен с помощью различных форм и методов раскрыть истоки цивилизации, природу и занятия, осветить феномен полиса, сравнить формы правления на примере Афин и Спарты, акцентировать внимание на важнейших реформах и войнах, завершив все походами Александра Македонского. 10 страниц с 31-й датой, 33-мя незнакомыми понятиями, 10-ю историческими личностями, 14=ю географическими объектами. Это профанация, а не обучение."
Уважаемый ЮД надо было бы вам внимательно изучить программу истории 10 класса. Там сказано что, Учитель, исходя из педагогической целесообразности и учитывая особенности обучения в конкретных условиях, может изменить рекомендуемое учебной программой количество учебных часов на изучение отдельных тем и порядок их изучения. Дальше читать о том какой Вы невероятный профессионал БЕСПОЛЕЗНО
Виктор , 20 ноября, 00:19#
Это что-то личное??? Или вы эксперт по профанам?:) Здесь же явно речь о частном взгляде изнутри на проблемы среднего образования. И мнение -- что делать. А у вас статья ассоциируется с похвальбой в профессионализме. Где вы это рассмотрели??? Кто-нибудь видел?
Viktat , 20 ноября, 09:30#
Читайте между строк. Вот он говорит:"Инновационная деятельность — это в большей степени работа учителя, а не ученика." На полноценную инновационную деятельность просто нет времени. Слабой школе инновацию не предложат, а сильная — может иметь их несколько."
Ну во-первых, инновационная деятельность в образовании - это комплексный интегративный вид педагогической деятельности. Заметьте не ученика, а педагога. Возможно он имел ввиду научно-исследовательскую деятельность учащихся. Тогда да, но директор учреждения образования нового типа не должен допускать таких оговорок. Тем более, что любой корреспондент всегда согласовывает свой текст.
Во-вторых, участие педагогов в инновационной деятельности никак не связана с рейтингом школы. Снова цитата: "На полноценную инновационную деятельность просто нет времени. Слабой школе инновацию не предложат, а сильная — может иметь их несколько." Рейтинг лицея в районе, за два года руководства ЮД упал ниже отдельных сельских школ (Дитва, Можейково, Тарново, Ваверка лучше лицея). Не верите, можете проверить. Поэтому ЮД свое нежелание заниматься инновациями объяснил просто, нам не предложили.
Вообще статья интересна для разбора на педагогическом совете школы, как не надо работать. Но это же "профанация", как сказал ЮД. Поэтому педсоветы и не проводил, за что имел дисциплинарные взыскания. А это как раз самое веское основание не продлевать контракт с таким"невероятным" профаном.
Виктор , 21 ноября, 01:18#
Видимо,я так,"между строк",читать не умею:) Это,видно,что-то ваше личное в отношении. Искать оговорки и настолько вкладывать в написанное свой смысл?! И о каком рейтинге школ района речь? А судят что?? Хоть поясняйте.А то вы то ли мне,то ли лицеистам,говорите,что в Ваверке ребята поумнее и талантливее будут.Ну,рад за них,если так. Я же читаю статью,где толковый человек из сферы образования высказывает своё,а может и не только своё,раз на rebenok.by напечатали,мнение о наболевшем.Лучше,чем когда от имени Академии Наук Беларуси издаётся книга "реинкарнированного потомка Аристотеля,Анаксимандра и др. мыслителей". Где он,в частности утверждает,что энергия йога защищает его от серной кислоты(передача "Полуночники"). И приводит "доказательство","берём мёртвого йога,разрезаем пищевод,заливаем кислоту и пищевод РАСТВОРЯЕТСЯ! Потому что энергия души ушла.." Да,читал!!! Вслух!!! Зато,все смеялись:)
Alex #6271 , 19 ноября, 17:39#
Учителям скоро некогда будет учить, нужно писать планы и отписки огромной куче проверяющих и надзирающих, уже не говоря о личной жизни, тот же рабочий вышел за проходную и голова работой не занята, а у учителя по выходу из школы, она только начинается(работа).
Anthony , 19 ноября, 22:08#
Он полность прав, но белорусская тоталитарная система построена так, что если ты мыслишь не так, как навязала система, тебя тот час же изгоняют из нее. Собственно то, что сейчас творится в Беларуси - любой несогласный с политикой генпартии сразу же подвергается без каких-либо законных оснований преследованиям и унижениям. Целая армия искусственно выкормленных ябатек готова немедленно растерзать любого, кто не с ними.
Александр , 19 ноября, 22:26#
Все верно сказано!
Виктор , 19 ноября, 23:30#
Прекрасная,умная и предметная статья о проблемах среднего образования! Лично я отмечу демотивацию детей и учителей. Сразу детям(1 класс) любопытно,но быстро приедается. То,что всеобщее(всеобуч),не ценится (психология), "обязанность учиться" -- как работа. Труд многих учителей становится неблагодарным: "Я не садист заставлять учиться". Да и рычаги -- заставить? Тогда уж отстраняйте детей от учёбы на время или выгоняйте(и ещё возьмут ли в другую школу),переводите в "спецшколы-интернаты" и т.п. А так, дисциплина то на учителе,"воздействие" же на откуп родителям, но все люди -- разные. И ещё средняя школа -- гос. система (из-за гос. денег), а большинство госструктур функционируют не эффективно. Это объективная реальность во всём мире.
Александр #13466 , 20 ноября, 11:06#
есть же нормальные челы , нормально думают и высказываются и делают , а всякие подковерные в своем аплуа, и по поводу отчетности и проверок прав, пока отписки для проверок и отчетов настрочишь, куда там до креатива...Таким и место в образовании за страну радеют.
Флександр , 20 ноября, 20:26#
Спасибо Юрию за столь подробную и довольно объективную оценку состояния современной школы. Я не могу полностью с ним согласиться. Его позиция достаточно однонаправленная, что понятно для администратора школы, поглощенного в течение длительного срока в ее проблемы. Он не рассматривает позиции родителей и учеников. школа занимает в жизни ученика значительное место, - часто по времени даже большее, чем со стороны родителей. Поэтому полностью ее лишать воспитательных функций, на мой взгляд (!), не стоит. Ввиду чего я не могу согласиться с пунктами 9 и 10 предлагаемой им программы. С продвижением информационных технологий школа теряет монопольное право на знания, - большое количество информации можно быстро получить из смартфона, - для этого не обязательно зубрить (чтобы забыть после сдачи предмета) всякие даты, термины, названия сражений, химических формул... Жизнь вокруг меняется и школа часто отстает от этих изменений в силу своей инерционности и "традиционности". В любом случае Юрию огромное спасибо за открытость и успехов в будущем. Надеюсь, он быстро найдет достойное применение своим знаниям и опыту.
N57 , 27 ноября, 18:10#
Тренировать память надо, а то просто не сможет грамотно загуглить - слов правильных подобрать не сможет...
Виктория #11795 , 21 ноября, 08:57#
Такая же ситуация в детских садах. Молодые специалисты убегают сразу после отработки. На детей времени нет, так как надо протереть пыль, разработать и сделать за свой счет дидактическую игру на конкурс, убрать участок от листьев, а затем от снега, и ,конечно, не забыто сделать фотоотчет о проделанной работе. И это все за надбавку 2-3 процента с окладом 290 руб
Леха , 21 ноября, 19:14#
Не справился со своими обязанностями.
Все таки советское образование было на уровне. И школьное воспитание тоже. Не слушаешь учителя,получил указкой по плечам. И никто не ныл про права ребенка.