11 августа 2015

Проект велодорожек в городе

Велосипедисты Лиды разрабатывают проект по улучшению условий для передвижения велосипедистов. Разрабатывается схема велодорожек города, а так же этапы реконструкции других отдельных дорожных элементов.

На сегодняшний день перемещение на велосипеде по городу обременено множеством недоработок, как в конструктивных особенностях дорог, так и в отсутствии понимания проектировщиками логики движения велосипедистов. 

Интересно больше то, что даже после современных реконструкций некоторых улиц проекты не предусматривают то, что по этим улицам будут перемещаться не только велосипедисты, но и женщины с колясками, инвалиды-колясочники. 

Даже если тротуары имеют относительно-невысокие спуски, то ширина тротуара не позволяет разъехаться даже одному велосипедисту и одному пешеходу, в то время, как пешеходы и вовсе зачастую не подозревают о существовании велосипедистов.

Интересно то, что некоторые главные улицы на протяжении всего 150 м имеют более 7-8 перекрёстков пересечения с второстепенными дорогами частных секторов. На всех перекрёстах получается около 14-16 бордюров, которые не предусмотрены, что бы по ним ехать на велосипеде. Более того, если современные велосипеды, оборудованные амортизационной вилкой ещё хоть как-то скрасят такое передвижение, то как поступать в таком случае людям "в возрасте", перемещающимся ещё к тому же на стареньких "взросликах"?


BARS: "Как мне кажется, когда достанем гос-во нашими велодорожками, поставят дворников, чтоб они нарисовали нам дорожки, как по улице Герцена или проспект, параллельно "молочке", которая на Шейбаки ведёт. 

И будем всякие столбы объезжать блин".


Олег: "Велосипед для европейцев уже давным-давно не просто экономичное и экологическое средство передвижения, а даже, в некотором смысле, дело престижа и гражданская позиция. Плюс они умеют хорошо организоваться и доводить свои интересы до администрации. Наше общество только недавно начало всерьёз воспринимать велосипед. Раньше на взрослого велосипедиста смотрели как на маргинала (кроме откровенных спортсменов) и десять лет назад такой проблемы вообще не существовало. Активно катались только дети и сельское население.

Так что, лить слёзы и возносить руки в сторону "цивилизованного общества", попутно ожидая, что наши чиновники вдруг начнут бодренько проявлять свою заботу о велосипедистах, не совсем правильно. Надо кооперироваться и пытаться выходить на контакт с местной властью. Только вместе дружно мы сможем поспособствовать решению этой проблемы и сделать наш город (и не только) более уютным и безопасным. Конечно, учитывая специфику нашего менталитета, в ответ на резонные требования улучшения велоинфраструктуры, можно ожидать некоторого противодействия в виде штрафов и всяческих запретов. Но кто говорил, что в жизни этой всё так просто... И вообще, это очень серьезный вопрос: даже если городские власти и начнут активно создавать велодорожки, долгожданного щасця может и не наступить... Ибо даже многие существующие сделаны так, что велодорожками их назвать язык как-то не поворачивается. Да и население ещё не совсем адекватно воспринимает их присутствие на своём пути - в этом направлении тоже надо активно поработать..."

Пример простейших велодорожек в центре города, Германия.


У нас в студии Сергей, создатель и идейный вдохновитель VELOLIDA.

Приветствуем тебя, как представителя велосообщества Лиды. Очевидно, что велодвижение в нашем городе набирает обороты с каждым годом всё активнее, как, впрочем, и везде по стране. Безусловно, привести точную статистику наличия и регулярного использования велосипедов лидчанами сложно. Но даже с учётом нашего субъективного взгляда, лично из 20 хорошо знакомых нам близких людей, велосипеды есть у 9, что составляет почти 50%. Естественно, следует учитывать и различные возрастные группы.

Можешь ли на вскидку, исходя из собственного многолетнего опыта прогулок по городу, предположить процентное соотношение велосипедистов относительно общего числа горожан? 10, 20%? И сколько человек состоит в вашем велосообществе сейчас, и сколько было в самом начале старта сообщества?

Если ещё лет 10 назад увидеть человека на велосипеде можно было очень редко, а велосипед использовали в основном только маленькие ребятишки и пенсионеры, то сегодня велосипедистов можно видеть каждую минуту, а используют его, как транспортное средство, все возрастные группы. С самого начала в 2011 году нас (тех, кто начал объединяться в инициативную группу) было пару десятков человек, сегодня нас на порядки больше. В группе вконтакте состоит более 600 человек, на форуме зарегистрировано более 250 человек. По оценкам специалистов велосипедом в Минске пользуются 400 000 человек, то есть 20%. Я думаю, эта статистика справедлива и для нашего города, то есть людей использующих велосипед около 20 000.

Лично ты используешь велосипед каждый день регулярно?

В связи со спецификой работы (командировки), велосипед использую не каждый день. Здесь много факторов: целесообразность, недостаточная развитая инфраструктура и др. А в Лиде использую велосипед, как транспортное средство, регулярно: и по делам, и на встречи, и на отдых…

Можно сказать, что велосипед является не просто транспортом, а частью жизни, стилем, увлечением?

– Лично для меня приоритетный смысл велосипеда – это всё же транспортное средство, хотя для многих велосипед, это нечто большее. Я считаю, что для нашего города велосипед – самое оптимальное средство передвижения, с точки зрения экологии, здоровья, финансовых средств, экономии времени, и именно поэтому считаю, что в концепцию градостроительства надо вписывать транспортную инфраструктуру для велосипеда, как полноценного и полноправного транспортного средства. Так же использую велосипед для путешествий.

С какими основными проблемами сталкивается рядовой велосипедист, который выехал прокататься по делам или просто на прогулку по городу?

– Самый главный проблемный вопрос заключается в безопасности участников движения, потому что жизнь и здоровье человека - самое важное и ценное. Чтобы сделать передвижение людей по городу максимально безопасным, нужно обязательно разграничить участников движения, имеющих разную специфику: пешеходы, велосипедисты, автомобилисты. Так же надо продумывать и совершенствовать ПДД. Понятно, что сегодня спешивание велосипедиста на пешеходном переходе является некой вынужденной мерой для безопасности, но согласитесь глупо выйдет, если автомобилисту во время движения, достаточно часто надо будет выходить из автомобиля и проделывать некие действия, садиться и ехать дальше. Так же много вопросов по тротуарам, существующим велодорожкам, бордюрам.

Считаешь ли, что отсутствие условий для передвижений велосипедистов влияет не только на «удобство» езды, но и на безопасность всех участников движения?

– Да, я уверен, что оптимально развитая инфраструктура напрямую влияет на безопасность движения, условия для которого, нужно всегда продумывать и регулировать.

Велолида готовит проект по улучшению условий передвижения велосипедистов. Можете рассказать, что именно представляет этот проект?

– Да, мы готовим проект сети велодорожек по всему городу, которые свяжут предприятия, учебные заведения, заведения социального обслуживания, туристические объекты и другие часто посещаемые места. Генеральная цель: оптимизировать транспортную инфраструктуру нашего города и района для максимальной комфортности и безопасности.

Развернуть в полный размер

Проект велодорожек – очень серьезный, затратный, очень масштабный, «тяжба» может вестись больше года, готов ли ты и велосообщество идти «до конца»? Можно ли будет поделить проект на этапы, начать с малого, ведь наиболее вероятными ответами государственных структур будет ссылка на «худой бюджет»?

– Проект развития транспортной инфраструктуры и концепция градостроительства - это долгосрочная стратегия, которая должна продумываться на десятки лет вперёд и подстраиваться под быстро меняющиеся условия жизни. Главные критерии этой концепции - экологичность, безопасность, оптимальность, комфортность. Да, я готов всё время делать жизнь города лучше, насколько мне позволяют мои возможности и понимание происходящего, уверен, что в этом должен быть заинтересован каждый человек. Проект можно детализировать и разделять на этапы насколько это будет необходимо. Понятно, что с финансированием всегда сложно, но будут строиться новые районы, будет проходит реконструкция старых улиц, то есть средства из бюджета будут выделяться. Главное, чтобы транспортная инфраструктура заточенная под велосипед, уже была вписана в общую концепцию градостроительства.

Существуют активные способы борьбы, «по закону», когда за установленные не по ГОСТу бордюры и прочие дорожные элементы, предусматривается их переоборудование. Планируется ли сбор фотографии с указанием вышеуказанных «косяков»?

– Возможно, существуют. Но важно, чтобы люди придерживались грамотных стандартов и добросовестно выполняли свой труд, чтобы не приходилось переделывать. Тогда и меньше контролирующих органов понадобится. Да мы планируем сделать базу фотографий проблемных мест и варианты оптимизации.

В городе есть улицы, которые реконструируются прямо сейчас, а так же планируются к реконструкции, учитываются ли все «недоработки» предыдущей стройки, или грабли лежат на том же месте?

Что-то учитывается, что-то нет… Я уверен, чем больше будет заинтересованных людей в улучшении жизни нашего города, чем больше людей будет ответственно и добросовестно подходить к реализации дел, тем, соответственно, и лучше будет жить.

Какие ещё сообщества могут помочь в осуществлении идей по улучшению дорожек? Может быть форум «Форум родителей города Лида»? Ведь с коляской ездить по высоким не оборудованным спусками и заездами бордюрам просто не возможно. Сообщество инвалидов-колясочников, вероятно тоже может быть заинтересовано в реализации какого-то из этапов проекта?

 В идеале, как я уже говорил, в улучшении транспортной инфраструктуры должен быть заинтересован каждый человек. Автомобилист, поставив машину в гараж, едет на велосипеде домой - уже велосипедист; или, оставив на стоянке, идёт пешком - пешеход. Да, в первую в снижении бордюров заинтересованы мамы с колясками, инвалиды, пенсионеры и, конечно же, велосипедисты.

Как ты считаешь, одобрит ли Лидское ГАИ, если велосипедисты будут ездить по «своим дорогам», ведь логически, случаи ДТП и аварийных ситуаций пойдут на убыль?

– ​Да, уверен, что ГАИ одна из первых структур заинтересованных в безопасности движения: это её функция. Так же заинтересованы экологи, медики, да и все остальные жители.


Если у Вас есть интересные идеи, а так же возможность помочь в продвижении и реализации проекта велодорожек, обращайтесь на info@bizlida.by, или пишите в комментариях.

© «Бизнес-Лида», 2006–2015.

Комментарии 17

Чтобы написать комментарий нужно войти  или зарегистрироваться

Саша #2202 , 11 августа 2015, 19:43#
Свежо предание ,да верится с трудом .В лучшем случае краской кое где на тротуаре намалюют .
Anthony , 11 августа 2015, 20:18#
Как показывает практика общения с официальными службами и органами города, им всем глубоко фиолетово до проблем велосипедистов в Лиде. От оф. лиц приходят лишь отписки о том, что денег нет, поэтому ничего (даже понижать бордюры не будут) делать не будут, может быть только рассмотрят проект при планировании бюджета в 2016 году. Лишнее доказательство безразличия чиновников - отсутствие уже более месяца ответа о велодорожках от Кадлубая, начальника отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома, см ссылку http://lidanews.by/voprosotvet/4675-aleksandr-kadlubaj
Думаю, в Лиде, в силу маленького размера города, инертности местных органов власти и боязни проявить инициативу, ничего не изменится. Посмотрите - ведь ничего и не меняется. Реконструировали Куйбышева, Гастелло. Где велодорожки или хотя бы широкие тротуары? 80 см ширина тротуаров на названных реконструируемых улицах. А начнешь спрашивать - ВСЕ СОГЛАСНО ПРОЕКТУ! Ура, товарищи, занавес.
brutto , 12 августа 2015, 15:55#
За реконструкцию улицы Куйбышева руки оторвать проектеровщикам нужно.
Ширина тротуара - это вообще пипец, такое ощущение что делали улицу тупо проходной - "быстро с остановки дошел домой, дома и сиди".
Почему-то съезды для авто делают ровненько на уровне асфальта, а на пешеходов - фиолетово. Бардюры по 20 см. А Ведь по стандартам должны делать нормальные переходы и как-то же приняли эту работу, все проверки прошли.

Может лидчанам скинуться и купить проверяющим книжечки с ГОСТами, а то, видимо, уже подзабыли?
Kulikovski Andrey (администратор), 11 августа 2015, 21:00#
Думаю ребята найдут способы уговорить власти :)
ЗЫ. Есть такой неформальный показатель развития ифраструктуры города. Чем больше шоссеров среди велосипедистов - тем удобнее город для людей. У нас в основном горники (мтб).
brutto , 12 августа 2015, 19:33#
Кстати, да. В Вильнюсе дохрена шоссейных велов. У нас я видел единицы. Тут возможно ещё проблема с ПДД. На шоссере не попрыгаешь по бардюрам, а по дороге нельзя ездить (если есть тротуар и т.д.).
Теклбери , 11 августа 2015, 23:22#
Не бывать этому. Выделят денег на ведро краски.
Savagess , 12 августа 2015, 07:38#
Чины не катают и не ездят на работу на велосипеде, они даже не представляют всю сложность ситуации, а мы просто люди которые просто ноем не понятно о чем...
Сергей , 12 августа 2015, 13:29#
Согласно Изменению № 3 /ПР/ ТКП 45-3.03-227-2010 (02250) «Улицы населённых пунктов. Строительные нормы проектирования» с 01 декабря 2013 г. тротуары должны на одном уровне пересекаться с дорогой.

«5.4.8 Места пересечения пешеходных путей с проезжей частью должны выполняться в одном уровне, при этом, сужение ширины проезжей части не допускается. Уклон пешеходного подхода при спуске к проезжей части должен быть не более 1 00 ‰.».

Поэтому, пешеходные дорожки, построенные после 01 декабря 2013 г., должны соответствовать этим требованиям. Если нет, то это нарушение должно быть исправлено.

Думаю, стоить подготовить список тех мест, которые должны соответствовать нормам. Это уже немного облегчит жизнь пешеходам, инвалидам, мамам с колясками и велосипедистам.
Anthony , 12 августа 2015, 15:49#
Сергей, я писал подобные заявки в дорожное управление ЛГУП ЖКХ и райисполком. Как упомянуто выше - ответ один - денег в бюджете НЕТ! Даже не знаю, куда еще обращаться - может в комитет госконтроля какой или министерство архитектуры. На уровне района этот вопрос точно не решить. Надо, видимо, чтобы начальники сверху вздрючили начальников снизу. Такая вот у нас "вертикаль власти", с элементами камасутры.
brutto , 12 августа 2015, 15:57#
Если я не путаю, исправлять косяки должна организация, которая выполняла работы. Бюджетные деньги тратиться не должны, исправлять должен исполнитель.
Anthony , 12 августа 2015, 16:48#
Может быть и так. Но реальность такова: попросил я понизить бордюры (или хотя бы сделать заезды из бетона - что вообще несложно) возле газовой заправки на проспекте Победы 66. Из дорожного управления пришел ответ - "поскольку указанная территория закреплена за Лидамежрайгазом, то эта организация и должна заниматься бордюрами". Написал в Лидамежрайгаз, директору, тот ответил, что ПО ЕГО МНЕНИЮ (!) "поскольку работы были выполнены за бюджетные деньги, то исправлять все должно дорожное управление". После того как я написал в исполком с просьбой пояснить, кто все-таки отвечает за участок у заправки - дорожное управление или Межрайгаз, ответа на свой конкретный вопрос я вообще не получил. Получил лишь такую же отписку про "нехватку бюджетных средств". Замкнутый бюрократический круг - каждый отшивает к другому и потом наоборот.
Но у меня еще не пропало желание добиться правды, буду писать другим бюрократам.
Oleg Paida (администратор), 13 августа 2015, 12:33#
Anthony, предлагаю сотрудничать))
Может имеет смысл подключить юристов?
А вообще надо выработать стратегию: когда написать несколько запросов, в кокой момент сходить к председателю на приём, когда подписи собрать, когда позвать журналистов, когда в суд подать и т.д.
На бюрократов и пофигистов всегда ведь есть рычаги давления.
brutto , 12 августа 2015, 19:44#
Странно, что не набежали автомобилисты с криками, как им портят жизнь велосипедисты. гыыыы... :)
Саша #2202 , 12 августа 2015, 20:22#
Хоть бы одну полноценную велодорожку сделали ,откуда нибудь с окраины до центра .Не для людей ,так хоть для отчётности, если из Минска вдруг кто заинтересуется .
Sten , 5 сентября 2015, 23:47#
Есть предложение создать базу фото и видео материала, проблемных мест, что бы было от чего отталкиваться при разработке проекта на 2016 г., фото так же можно использовать как приложение к письмам и для ведения учета о проделанной работе было-стало.
Саша #2202 , 6 сентября 2015, 19:32#
Практически любое место где есть бордюры -проблемное .Понижены кое где ,да и то не намного.Было бы желание у городских властей давно бы уже хоть что то делали бы .А так создай хоть десять баз.можешь даже носом привести потыкать ,всё рано найдут отмазку что бы ничего не делать .Два двора на Слободе за последние пару лет реконструировали -не понизили бордюры ни в одном месте ,ни для инвалидов ,ни для мам с колясками ,а тем более для велосипедистов .Напротив одного подъезда какой то человек сам из бетона съезд сделал.
Sten , 12 сентября 2015, 22:02#
Звонил на горячую линию "Лидер ФМ" по поводу велосипедной инфраструктуры, попросили уточнить вопрос, сказал, если конкретно, то привести в соответствие съезды на протяжении велодорожки по проспекту... Ответ прокомментировал зам. начальника жкх: "этот вопрос обсуждается" вот только я не понял кто и что там обсуждает :) и что из этого получится.