25 марта 2013

Репортаж из метеорологической станции Лидской авиабазы

Сколько лет существует военная авиация, столько же идет бок о бок с ней и военная метеорология. Прогнозы погоды от данной службы должны обладать повышенной точностью, так как на кону стоит отнюдь не вопрос о том, брать с собой зонт или оставить его дома. От правильности информации, полученной от военных метеорологов, зависит безопасность полетов.

Луч уходит в небо

В 116-й гвардейской штурмовой авиабазе сотрудники метеорологической службы несут дежурство круглосуточно. Посменно занимаются непрерывным наблюдением за погодой и прогнозированием синоптической обстановки десять человек. Трое из них окончили специализированное высшее учебное заведение – Воронежский авиационно-инженерный университет – и получили специальность «военный инженер-метеоролог». Это гвардии капитаны Александр Лучков, Юрий Болдак, гвардии майор Владимир Гудей. Остальные прошли соответствующую подготовку на месте.

Для обеспечения безопасности полетов собирается большое количество данных. Кроме температуры воздуха, его влажности, атмосферного давления, количества выпавших осадков, скорости ветра, военные синоптики определяют горизонтальную дальность видимости, нижнюю границу облаков, изучают наличие различных природных явлений: обледенений, электризаций, «болтанок» (резкая смена направления ветра).

Рядом с аэродромом обустроена небольшая метеорологическая площадка. Помимо, так сказать, стандартного набора приборов, которые имеются и на гражданских метеостанциях, здесь расположено дополнительное специализированное оборудование.

К примеру, вот этот прибор измеряет расстояние до нижней границы облаков, – говорит дежурный метеонаблюдатель Елена Дидух. – Внутри находится импульсная лампа, световой луч которой, попадая на нижний край облачности, отражается от него и возвращается обратно, таким образом передавая информацию о высоте нижнего края облаков.

Знание – сила

Однако не только на данные, полученные с помощью приборов, полагаются военные метеорологи при определении прогнозов погоды.

Важно понимать физическую сущность погодных явлений, – говорит начальник метеорологической службы 116-й штурмовой авиабазы гвардии майор Владимир Гудей. – Для этого мы, собственно, и проходили обучение в специализированных учебных заведениях. Поэтому теперь с легкостью можем определить, что происходит, к примеру, в облаках зимой, что летом, к каким погодным условиям приводят перемещения циклонов, антициклонов.

Наиболее сложное и ответственное время в работе метеорологической службы – переходные периоды в порах года. Тем не менее общая оправданность их прогнозов остается высокой – на уровне восьмидесяти восьми процентов. Это очень хороший показатель.

Немного облегчает нашу работу взаимодействие между метеорологическими службами других аэродромов, расположенных на территории Беларуси, – рассказывает Владимир Гудей. – Наши коллеги всегда предупреждают о значительных погодных изменениях, наблюдающихся в восточной или южной части страны. А вот о погодных явлениях, приходящих к нам со стороны Балтики, сообщать некому, приходится рассчитывать на собственные силы и докладывать об обстановке коллегам.

Также военные синоптики используют и данные, размещенные на метеорологическом сервере республиканского гидрометеоцентра. Чем больше получено синоптических материалов и данных, тем, соответственно, выше точность прогнозов.
Кстати, метеорологическая служба авиабазы занимается прогнозированием погоды и наблюдениями за ней не только на постоянном месте дислокации.

Иногда приходится работать в полевых условиях, на полигонах, иных площадках, использовать передвижную метеостанцию, – продолжает беседу Владимир Гудей. – Это происходит при проведении военных учений различного масштаба.

Птицы их боятся

Еще одна обязанность закреплена за сотрудниками метеорологической службы 116-й штурмовой авиабазы. Они также ответственны за орнитологическое обследование аэродрома, которое проходит два раза в год. При нем выявляются места скопления птиц в районе взлетно-посадочной полосы и других объектов аэродрома. Для отпугивания пернатых выставляются чучела. Ведь если птица попадет в двигатель самолета, последствия могут быть очень опасными. Также отслеживаются пути весенне-осенней миграции лебедей, гусей, аистов. 

Помогает метеорологам бороться с птицами интересный прибор – биоакустическая система «Коршун», имитирующая крики хищных птиц, звуки, услышав которые крылатые понимают, что находиться в этом районе для них небезопасно.

* * *

Не так давно начальнику метеорологической службы 116-й гвардейской штурмовой авиабазы Владимиру Гудею была присвоена высшая квалификация в своей специальности – «Мастер». Этот факт, а также большой опыт работы в данной сфере, высокий профессионализм позволяют лидским летчикам, находясь в небе, чувствовать себя в безопасности.

Евгений Орехво
Лидская газета

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии 3

Чтобы написать комментарий нужно войти  или зарегистрироваться

ЛОХМАТЫЙ, 26 марта 2013, 00:16#
я б на МЕТЕО пошол!!! пусть меня научат!!!
Лявон, 26 марта 2013, 08:39#
Странно как показали в районке такие фотки в частности последнюю, хорошо, а что было бы если все здание целиком показали...
ЛОХМАТЫЙ, 30 марта 2013, 13:45#
на метео хорошо, а начпродом лучше ! я б в начпроды пошёл, пусть меня научат!!!