«Гродненская правда» в материале рассказала о статистике в области промышленного туризма в Лидском районе».
Безусловно, большинство туристов главным объектом для селфи выбирают Лидский замок. Архитектурную жемчужину региона в прошлом году посетило рекордное количество гостей – более 103 тысяч. Однако, как говорится, не замком единым… Сегодня 11 предприятий Лидчины открыты для посещения организованными туристическими группами и предлагают пройти по цехам и выставочным павильонам, понаблюдать за процессами в деталях и увидеть, как создаются бренды «Сделано в Беларуси».
Не первый год подобные услуги оказывают ОАО «Лидское пиво», ОАО «Стеклозавод «Неман», ОАО «Торфобрикетный завод «Дитва», ОАО «Лидахлебопродукт», ОАО «Лидские пищевые концентраты» и ГЛХУ «Лидский лесхоз». В 2023 году к предприятиям промышленного туризма добавились филиал «Лидские тепловые сети» РУП «Гродноэнерго», Локомотивное депо Лида, УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги», ОАО «Строительно-монтажный трест № 19» и ГП «Конус». Туристы могут ознакомиться с историей предприятий, не только увидеть, как производится продукция, но и поучаствовать в технологических процессах. А как насчёт того, чтобы попробовать продукцию на вкус? Каждая экскурсия уникальна и интересна по-своему.
Например, самым «востребованным» в 2023 году среди туристов стал стеклозавод «Неман». В залах его музея можно увидеть экспонаты, датируемые 1910 годом, и авторские композиции современных художников; фирменное молочно-дымчатое стекло с «неманской нитью», благородный хрусталь и множество экспонатов, отмеченных премиями и дипломами престижных международных выставок. Сильное впечатление на многих посетителей производит сам процесс появления изделия из стекла. Очень интересно наблюдать за тем, как из раскаленного пламени создаются стеклянные фигуры разной формы и цвета. Возможностью прикоснуться к прекрасному в прошлом году воспользовались 33 657 туристов.
Своя «фишка» у экскурсии по одному из самых крупных на территории Беларуси предприятий по добыче торфа и производству топливных брикетов – торфобрикетному заводу «Дитва». Туристы не только узнают, как добывается «черное золото» белорусской земли, но вдохновляются историей узкоколеек. Оказывается, что людей, которые преодолевают огромные расстояния ради нескольких часов катания по узкоколейной железной дороге, немало. В 2023 году их было больше тысячи.
И это только некоторые примеры. Развивать промышленный туризм планируют и на других предприятиях Лидчины. В ближайшее время можно будет наглядно ознакомиться с особенностями производства в ОАО «Лидская обувная фабрика» и ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш».
«В Лиде все в лучшем виде». Такой девиз в работе сотрудников Лидского районного туристического информационного центра. Функционировать он начал совсем недавно, 10 октября 2023 года. Но уже сейчас здесь идет активная работа по созданию туристического кластера, который объединит заинтересованные организации, предоставляющие услуги в этой сфере. Налаживается взаимодействие с туроператорами и турагентами, гостиницами, хостелами, объектами питания, местами досуга и отдыха, религиозными объектами. В перспективе – наладить региональное сотрудничество с другими туристическими информационными центрами Гродненщины.
«Для привлечения туристов в наш район планируем разработать паспорта туриста», – заглядывает в ближайшую перспективу директор Лидского районного туристического информационного центра Наталья Сливкина. «Он будет предоставлять обладателю некоторые скидки или льготы при посещении спортивных объектов, объектов культуры, питания, проживания. Также планируем создание туристической зоны вокруг замка. Уже идет облагораживание и обустройство территории. На данный момент проложена пешеходная улица, вдоль стены замка расположены торговые ряды местных ремесленников. Вблизи достопримечательности размещено несколько объектов питания и гостиница».
«Бизнес-Лида», 2024.