Лидский ветеринарно-санитарный утилизационный завод четверть века работает на износ. В обшарпанных цехах преобладает ручной труд. Нарушаются самые элементарные санитарные нормы. Зрелище не из приятных. Да еще запах вокруг стоит такой, что выдержит его не каждый. А занимаются здесь переработкой павших животных и другого сырья животного происхождения в сухой белково-жировой обогатитель корма для скота и птицы.
Крайне редко на рассмотрение коллегии Комитета госконтроля Гродненской области выносится работа одного предприятия. Как отметил председатель комитета Сергей Ровнейко, завод представляет собой целую отрасль, которая занимается утилизацией и переработкой мясожировых отходов. Это одно из звеньев в цепи агропромышленного комплекса, без которого невозможна жизнедеятельность АПК. Отходы в животноводстве есть, и кто-то должен ими заниматься.
Начальник Лидского межрайонного комитета госконтроля Иван Климович рассказал о выявленных на заводе нарушениях. Легче было бы перечислить хорошее... А ведь там трудятся 46 человек, работу которых можно назвать адским трудом. В сырьевом цехе крупные туши павших животных, кости измельчаются вручную и складываются здесь же на полу. Провести нормальную дезинфекцию помещения невозможно из-за плиточного покрытия пола, которое давно пришло в негодность. Холодильные камеры, предназначенные для хранения сырья, не работают с момента открытия завода. Срочного ремонта и модернизации требуют приемное отделение и сырьевой цех.
Изношены и поржавели воздуховоды, которые должны были бы выводить воздух из аппаратного цеха. Стены и потолок в дезинфекторском помещении почернели от сырости, пол в выбоинах. Пришла в негодность теплоизоляция технологических трубопроводов.
На протяжении ряда лет на заводе не функционируют сооружения биологической очистки, теперь они в полуразрушенном состоянии. А образующиеся сточные воды без очистки поступают на поля фильтрации. Не работает и установка по обработке инфицированных стоков. Пары от вакуум-котлов поступают в металлическую емкость возле производственного цеха. Нарушена герметизация емкости, в результате чего сточные воды выливаются на территорию предприятия.
Собственными силами здесь обеспечивают вывоз трупов и других отходов животного происхождения, есть для этого всего две спецмашины. Последние 10 лет автомобильный парк не обновлялся.
После такой работы люди даже не могут привести себя в порядок. Требуют ремонта душевые и гардеробные. Спецодежда стирается в заводской прачечной почти что дедовским методом. Да и сама прачечная никогда не видела ремонта.
Во время проверки выявлена и масса нарушений законодательства об отходах, о водопользовании, о строительстве. Ненадлежащий сбор, хранение и обезвреживание отходов ввиду устаревшей технологии и отсутствия средств на модернизацию производства грозят серьезными экологическими проблемами. Из-за этого завод на грани закрытия.
– Предприятие оказалось брошенным, – подчеркнул Сергей Ровнейко. – Не появлялись там ни службы охраны природы, ни санитарные. А это сказалось на настроении коллектива.
Перспектива сохранения рабочих мест для почти полусотни человек сегодня весьма туманна. Между тем завод не может остановиться на длительную реконструкцию, не говоря уже о полном его закрытии. Тонны сырья, которые ежедневно поступают для переработки из восьми районов области, грозят оказаться в лучшем случае на полигонах бытовых отходов или в ближайшем лесу. Завод в Брестской области не сможет закрыть гродненскую зону, так как принимает сырье только с мясокомбинатов, а переработкой павших животных не занимается.
Всего в республике четыре специализированных предприятия по переработке утиля. Причем завод в Доржах единственный, где со дня его основания не было ремонта или элементарной модернизации. Да и ручной труд в таком виде, как здесь, не встретишь ни на одном заводе республики. В Гомеле, Белыничах и Березе в реконструкцию, модернизацию технологического процесса вложены немалые финансовые средства.
Учитывая то, что перед сельхозпредприятиями области поставлена задача увеличить поголовье скота, вопросы переработки отходов необходимо решать незамедлительно. К тому же существующие утильцеха при мясокомбинатах в перспективе должны быть ликвидированы, если переработчики хотят поставлять свою продукцию в Евросоюз. А это еще больше расширяет сырьевую базу ветеринарно-утилизационного завода.
На сегодняшний день существуют два пути: закрыть завод или провести его реконструкцию без остановки технологического процесса. Деньги на ремонт, как заметил Сергей Ровнейко, могли быть выделены природоохранными ведомствами. Но как выяснилось, руководство завода заявку на выделение средств не подавало. Мало того, даже не установлено приобретенное в 2008 году оборудование стоимостью более сорока миллионов рублей.
– Ни в одной области республики проблема утилизации отходов животноводства не решена комплексно, – заметил председатель областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Мирослав Саросек. – Мы готовы с помощью экологов выработать комплексное решение проблемы. Не стоит сегодня затевать масштабную реконструкцию завода. Нужно сделать все максимально возможное, чтобы наладить нормальную работу предприятия. Быстро построить новый завод мы не сможем, а закрывать существующий нельзя.
Источник: Гродненская правда