В Гродно, одном из самых «автомобильных» городов страны, проблема покупки-продажи авто стоит очень остро. Магазинов и салонов с широким выбором относительно недорогих подержанных легковушек нет. Можно воспользоваться объявлением в «рекламке», но самый популярный способ — посетить рынок.
Недавно у него сменился хозяин, а поэтому среди автолюбителей поползли слухи, будто бы новый собственник все круто изменит, и возможно, переместит рынок на другое место.
Чтобы прояснить ситуацию, я отправился на окраину города, где на старой автодороге Гродно — Минск по выходным дням идет бойкая торговля машинами из Европы.
Это место под рынок выбрали 13 лет назад, где поначалу открылся один из первых в Беларуси «автотолчков». Думали, что базар будет временным, пока не найдется другой участок. Но все попытки его получить оказались тщетными. Несколько раз спортивный комбинат «Неман» мог потерять и эту территорию, потому что лакомый кусок привлекал многих. Но удалось его отстоять. Вот только вкладывать большие деньги в инфраструктуру «дорожного» рынка не было резона, да и где взять дополнительные средства, когда их хватало только на покрытие расходов? Вопрос же о новой торговой площади надолго повис в воздухе. В этих непростых условиях спорткомбинат, насколько позволяли ему возможности, неплохо организовал работу рынка и получал стабильную прибыль. Вырученные деньги шли на содержание арены, залов, где бесплатно занимались сотни мальчишек и девчонок из детско–юношеских школ города. При этом ДЮСШ не платили за аренду помещений и площадок. Директор предприятия Франц Летяго сообщил мне, что в 2006 году доход от авторынка составил почти 812 миллионов рублей, тогда как выручка от продажи билетов на футбольные матчи — всего 12,4 миллиона. Теперь же надо рассчитывать на бюджетное финансирование, чтобы свести концы с концами.
И все–таки в таком виде авторынок долго оставаться не мог, ведь количество машин с каждым годом росло, а условия для их продажи оставались прежними. Спортивный комбинат вряд ли осилил бы «перестройку», но теперь ее предстоит осуществить новому хозяину — Гродненской областной организации Белорусского физкультурно–спортивного общества «Динамо». Решение о смене владельца принято на недавней сессии облсовета депутатов. А чтобы представить масштабы предстоящих перемен, заглянем на рынок.
“Прелести” здешнего сервиса я ощутил сразу, как только вышел на последней остановке троллейбуса. Дальше пять километров пути пришлось преодолеть пешком. Здесь городские автобусы ездят очень редко: за час прогулки не встретил ни одного. Но, может, в этом есть какой–то особый смысл: набьешь без привычки ноги, так потом с большим желанием машину купишь. А вот и они — выбирай любую. Но что почем, никак не пойму — полное отсутствие информации. Стоило задержаться у легковушки, как откуда ни возьмись ее хозяин с предложением тут же прокатиться и примериться к покупке. Вежливо отказываюсь, иду дальше, а ситуация повторяется. И только потом догадался, почему здесь такая конспирация. Оказывается, я попал на «черный» торг. Он расположен на той же дороге, не доходя метров 200 до основного рынка. Насчитал около 300 машин, которые продавались нелегально. Водитель одной из них сказал, что места за шлагбаумом ему не хватило, вот и пристроился здесь, у обочины.
Попасть на авторынок и в самом деле сложно. Другой мой собеседник, Николай, «забил» клочок асфальта еще с четверга, а потом дежурил до субботы. Так здесь поступают многие, особенно те, кто продает несколько машин сразу. На каждой из них висят таблички с указанием года выпуска, цены, технических характеристик авто. От того, что выбор велик (регулярно выставляется около 1.300 «моторов»), непросто на чем–то остановиться. Это уж от кошелька зависит: можно за полторы тысячи долларов купить, можно и за тринадцать. Ни дешевле, ни дороже не увидел. Но самые ходовые цены — от 3 до 5 тысяч у.е. Наиболее разворотливые продавцы тут же предлагали бэушную резину, магнитолы, аккумуляторы, зеркала и другие запчасти.
Но удивил не перечень дополнительных товаров, хорошо знакомых водителям. На авторынке в достатке было… стирального порошка, кофе, чая и другой мелочи, лежавшей на капоте. А вот выпить чашечку ароматного напитка и съесть бутерброд не так–то и просто: у единственной торговой точки на колесах — ни столиков, ни скамеек. Впрочем, трудно представить, как это можно здесь оборудовать. Дорога ведь действующая, а «рыночный» участок закрывается только по выходным дням. Зато у продавцов и покупателей пользовались спросом сновавшие между машин и людей велосипедные лавки, увешанные сумками с кастрюлями и термосами. Беляши, чебуреки, горячие чай и кофе расходились быстро, впрочем, так было здесь и 13 лет назад…
В последние апрельские выходные на рыночную вахту заступили уже динамовцы. Заместитель председателя Гродненской областной организации БФСО «Динамо» Сергей Байрак наметил программу действий, а начинать будет с наведения порядка:
— Ни «Динамо», ни спорткомбинат в одиночку не могут справиться с таким количеством приезжей техники, когда чуть ли не каждый ее владелец хочет выбрать то место, которое он пожелал. Понятно, что 2 — 3 контролера не отрегулируют подъезды машин, которые нередко блокируют друг друга. Но мы воспользуемся помощью своих коллег по спортобществу — сотрудников милиции, в том числе участковых. И никто не сможет диктовать нам свои условия — они будут равными для всех продавцов. Ликвидируем и разросшийся у всех на виду «черный» рынок. Если потребуется, то применим эвакуаторы.
Следующий шаг — оборудование эстакады, дополнительных торговых ларьков, туалетов, хотя на новом месте сделать это было бы предпочтительнее. Есть и вариант перемещения рынка к микрорайону Южный. А пока, чтобы избавиться от очередей, намечается переход на трехдневный режим работы: добавится еще пятница. По поводу стоимости услуги (15.000 рублей за въезд автомобиля в субботу и 7.000 — в воскресенье) Сергей Байрак отметил, что она может даже уменьшиться, если поступят обоснованные предложения.
…Вообще–то автолюбителю не так уж и важно, кто сегодня хозяин рынка. Главное, чтобы там были созданы все условия для купли и продажи легковых машин. Пока же есть только намерения привести торговлю в цивилизованный вид. Но и это дает надежду…
ПОПКО Иосиф, “СБ“