14-16 сентября 2007 года состоялся первый байк-фестиваль "Лида-2007". Организатором 1-го Лидского байкфестиваля "Лида-2007" стал клуб лидских байкеров «Devoid of rights» («Лишенные прав»), образованный в 1998 году.
Сначала позволю себе небольшой исторический экскурс. Итак, первые байкеры появились в США (а некоторые считают, что в Британии) через несколько лет после Второй мировой войны. Их основу составляли боевые летчики, которые стремились сохранить боевой дух и сплоченность экипажей бомбардировщиков. Езда сплоченными группами на мощных мотоциклах напоминала им боевые вылеты – низкий гул мощных двигателей, обдувающий ветер, неизменная летная форма (кожаные куртки летчиков давно являются байкерской классикой), рядом – боевые друзья.
Надо сказать, что сплоченность байкеров и сейчас является основой этого движения.
В послевоенном СССР у бывших военных летчиков были совершенно другие заботы, поэтому в Советском Союзе первые байкеры появились только в конце 1980-х годов. И развал СССР не поставил точку и их существовании. Сейчас каждый год в различных местах Беларуси проводится примерно 7-10 байк-фестивалей, на который традиционно, помимо белорусских, съезжаются участники из других стран.
Обычно на каждом байкерском фестивале его участник получает значок с его символикой. Чем больше байк-фестивалей, на которых побывал байкер – тем больше у него разных значков. Поэтому куртки многих байкеров чем-то напоминают китель Леонида Брежнева.
Традиционные мероприятия байкфестивалей – соревнования в различных видах езды (маневрирование, медленная езда и т. д.), оценка тюнинга мотоцикла и другие конкурсы, концерты, А на них — знакомства, общение и т. д.
Организатором 1-го Лидского байкфестиваля "Лида-2007" стал клуб лидских байкеров «Devoid of rights» («Лишенные прав»), образованный в 1998 году. В названии объединения речь идет явно не о водительских правах – в противном случае власти не разрешили бы проведение этого мероприятия.
Фестиваль проходил в лагере “Солнышко” в 15км от города Лиды. Уже «на дальних подступах» к лагерю была слышна концертная музыка и рев двигателей. На самой же территории была оборудована мотоциклетная стоянка, на которой припарковалось примерно 150 железных коней всевозможных классов и стоимости.
Очень необычно смотрелись рядом с японскими чудесами техники, напоминающими боевой истребитель, почти антикварные ИЖи и другие уже почти забытые изделия советского мотопрома .
Многие модели удивляли тюнингом. Кстати, о тюнинге: байкеры рассказывали, что из-за любой переделки мотоциклов происходят серьезные проблемы при прохождении техосмотра.
Каждый эти проблемы решает по-своему. А бывает и так, что работники ГАИ, запутавшись в разнообразии двухколесных машин, просто не могут отличить полностью самодельный мотоцикл от заводского – настолько хорошо сработана самоделка.
Некоторые из участвовавших в Лидском байкфестивале самодельные мотоциклы ничем не уступают американским «самоделкам», которые длительное время рекламирует телеканал «Дискавери».
Часть участников фестиваля за отдельную плату разместилась в различных помещениях лагеря, другие – в своих палатках, во множестве покрывавших территорию. К услугам прибывших работали палатки-кафе, в которых особенным спросом пользовалась продукция местного пивзавода. Более крепких напитков в лагере не продавали.
У ворот дежурила машина ГАИ, сотрудники которого проводили алкоголь-тест. Причем, сами байкеры добровольно выстраивались на этот тест в очередь перед выездом из лагеря.
Как итог, некоторые, кто слишком сильно уважил продукцию местного пивзавода, были вынуждены пропустить массовый выезд к Кургану славы и в Лидский замок. К слову, начавшиеся с утра почти непрерывные дожди вообще поставили этот выезд под сомнение. К счастью, во второй половине дня выглянуло солнце.
Массовый выезд сотни мотоциклов произвел наибольшее впечатление. Только одновременная работа сотни мощных моторов вызывает повышение уровня адреналина в крови. Гостеприимные организаторы фестиваля предоставили мне возможность участия в качестве пассажира в этом выезде, да еще и на одном из самых мощных мотоциклов, что был на фестивале. Этот мотоцикл именуется «Черная птица», а своим видом и возможностями (хозяин рассказал, что развил на нем скорость 290 км/ч) действительно напоминает самый быстрый в мире самолет 1960-х годов SR-71, который также носит имя «Черная птица».
Для сравнения, вертолет Ка-26, состоявший на службе милиции в советское время, может лететь со скоростью 160 км/ч, а Ми-2, с помощью которого ГАИ начала патрулировать дороги в этом году – 210 км/ч. Не угнаться им за этой «птицей».
Владелец «Черной птицы», желая продемонстрировать мне возможности машины, не предупреждая, периодически придавал такое ускорение, что мотоцикл буквально вырывался из-под меня. Никогда не думал, что можно испытывать такие перегрузки, когда изо всех сил приходится цепляться за ручки, чтобы не оказаться на асфальте. К счастью для меня, порывы «Черной птицы» и других резвых мотоциклов ограничивала машина сопровождения ГАИ, которая к тому же «очищала» дорогу для мотоциклистов, заставляя всех остальных участников движения прижаться к обочине.
В Лиде кортеж проехал через весь город к местному Кургану Славы. Оказавшиеся у Кургана участники свадебной церемонии удивленно смотрели, как сотня мотоциклов сигналя и подгазовывая до выстрелов из глушителя, совершили вокруг него круг почета и остановились.
Лидеры «Devoid of rights» от имени всех байкеров фестиваля возложили венок к памятнику павшим воинам.
Как позже мне рассказал один из постоянных участников байкерских фестивалей, подобное происходит практически на каждом таком событии.
Затем колонна мотоциклистов направилась к Лидскому замку. Здесь их уже ожидали одетые в средневековые костюмы участники местного исторического клуба. Хозяева замка в рыцарских доспехах провели одетых в современные кожаные и кевларовые «латы» байкеров в замок.
Женщина-научный сотрудник музея замка все время выражала беспокойство, что из-за крутых ступенек «массивно одетые» гости могут упасть и травмироваться, чем изрядно посмешила байкеров, имеющих изрядный опыт падений в более экстремальных условиях.
В замке для гостей было разыграно представление из жизни его древних обитателей. Особый восторг у всех вызвал поединок двух рыцарей, проходивший между невысокой сценой и зрителями. На узком свободном пространстве рыцари в тяжелых доспехах рубились мечами в полную силу, умудрившись при этом не задеть гостей.
После представления рыцари дали возможность байкерам пострелять из катапульты и лука.
Вообще, участники рыцарского клуба и байкеры как-то сразу подружились, найдя темы для обсуждения. В общем-то, это не удивительно – в старину закованные в железные доспехи рыцари тоже вели довольно рискованный образ жизни. Сегодня люди в поисках адреналина сменили коней на мотоциклы, а старинные защитные доспехи – на современные. Но дух авантюризма не умер.
Вскоре колонна мотоциклов вернулась на свою базу. Сойдя с «Черной птицы» я понял, почему среди байкеров так популярно пиво… Кстати, распространенный стереотип представления о байкере, выезжающим на дорогу с полным пива животом во многом является мифом – практически все прекрасно осознают степень риска, которой они подвергаются. Ведь мотоциклист, в отличие от автомобилиста, не имеет защиты кузова, и избегает столкновений за счет быстроты маневра, где необходима мгновенная реакция. Да и водительскими правами тоже каждый дорожит. Другое же дело посидеть в дружеской компании...
Вечером в лагере стали готовиться к концерту. Сами организаторы сделали программу мероприятий довольно небольшой, да и проводили ее как-то медлительно – чувствовался недостаток опыта организации фестивалей.
Тем временем в лагерь прибыло несколько милицейских машин, которые в отличие от ГАИ, стоявших у ворот, расположились непосредственно среди байкеров. Прибывшие милиционеры стали демонстративно патрулировать лагерь, вызывая явное раздражение у собравшихся.
Надо сказать, в лагере была очень спокойная и доброжелательная обстановка, как это обычно бывает в обществе сильных и уверенных людей. Было ощущение, что милиционеры своим бесцельным блужданием в форме среди отдыхающих байкеров умышленно нагнетали обстановку (9074)
Организаторы рассказали, что это не единственная подобная «шероховатьсть» в отношениях со стороны милиции. При согласовании праздничных мероприятий байкерам запретили показательные выступления в Лиде. Причину назвали – не смейтесь – «… будет нежелательно, если подростки посмотрят на ваши трюки, а затем сами начнут их исполнять». Видимо, неспроста Лидский байк-клуб именуется «Devoid of rights» («Лишенные прав»)… При таком подходе следует запретить в Лиде и выступления цирковых артистов «а то вдруг вздумают повторить».
Впрочем, организаторы на милицию не в обиде – ведь фестиваль-то провели, и провели неплохо!