Справедливо ли возмездие?
Две немолодые женщины Ирина Перивера и Данута Струкель полгода неустанно ходят по кабинетам милицейских руководителей, работников прокуратуры, судов и обивают пороги различных администраций (побывали и в Президентской). Их горе дает им право! Из шести погибших в самом страшном ДТП Гродненщины, имевшем место 9 августа минувшего года, пятеро – родные им люди. За это время осуждены двое. Невозможно смириться с фактом, что пьяный водитель Сергей Урбанович приговорен к семи годам лишения свободы. Это по году с хвостиком за каждую человеческую жизнь. А вот судебный вердикт в отношении человека, передавшего управление своей иномаркой находящемуся в подпитии Урбановичу, Ирина Евгеньевна и Данута Валерьяновна считают вполне заслуженным. Косвенный виновник ДТП Алексей Швакель зачел себе в «особые заслуги» ст. 318 УК РБ и 5 лет лишения свободы. И самое-то главное – в ближайшие годы ему придется выплатить потерпевшим более 170 миллионов иска. Неделю назад женщины покинули зал кассационных рассмотрений с двойственными чувствами. С одной стороны от судей услышали то, что хотели услышать: «Приговор Лидского суда оставить без изменения!» С другой – получили порцию угроз и лоханку грязи от распоясавшихся в суде родственников Швакеля.
Как это было
Сергей Урбанович употреблял алкоголь несколько дней кряду. Понятно, что единственного бокала ячменного напитка, опорожненного с друзьями в баре «Лидское пиво» 9 августа, было достаточно, чтобы молодой организм восторженно встретил дозаправку и присутствие в крови 1,8 промилле алкоголя. Шквал эмоций, радость по случаю первого дня Олимпиады, ссора с женой – все перемешалось. А тут еще в голове Урбановича рождается бредовая идея поспорить с друзьями, что за три минуты легко можно преодолеть расстояние от центра Лиды до Слободы. Друг – владелец «Мицубиси-Каризма» Алексей Швакель, припарковавшийся у бара на пару минут, не имел ничего против этой идеи и прыгнул в машину. Несмотря на то, что в баре было полным-полно народу, происходящее никого не тронуло.
Сергей, имевший опыт работы дальнобойщиком, справлялся с транспортным средством довольно-таки посредственно и в трезвом виде (по линии ГАИ имел несколько административных наказаний), а здесь ситуация была иной и с самого начала предполагала многочисленные жертвы. Что вы хотите: свидетели гонки на спор, где скорость движения автомобиля на литовских регистрационных номерах составляла около 140 км/ч, вспоминали, что таких ралли в черте Лиды никогда не видели. «Мицубиси», чудом не зацепившая людей на одном из пешеходных переходов, даже не снизила скорость. Летела по улице Ленинской с диким ревом. До опасного перекрестка, на котором в это время не работал светофор, оставались считанные метры.
В это время по второстепенной дороге со стороны Коммунистической в сторону Ленинской со скоростью 40-50 км/ч приближалась «Ауди» под управлением Антона Струкеля. Его зять Владимир Перевера сидел справа, на заднем сиденье находилась дочь Ольга и детишки: четырехлетняя Ксения и девятимесячный Алеша. На часах было 21.40.
Вот как события того злополучного августовского вечера описывает Нина Ивановна Городецкая. Ее скромный деревянный домик примыкает к перекрестку. Женщина не раз становилась свидетельницей аварий со смертельным исходом и окропляла страшное место освященной водой.
– Я услышала резкий звук приближающегося автомобиля и выглянула в окно. Машина на большой скорости ехала просто на столб, но резко поменяла угол движения. Я так и отпрянула, подумав, что автомобиль может врезаться в дом и убить меня. Через несколько секунд раздался взрыв, сопровождавшийся криком людей. Столкновение с другой машиной было такой силы, что маленькая девочка-пассажирка вылетела на дорогу.
Убитые горем
Жена Антона Струкеля Данута не находила себе места: двадцати минут хватило бы вполне, чтобы отвезти детей-внуков домой, на улицу Тавлая. Мобильники были недоступны. Ближе к полуночи нервы сдали. Данута Валерьяновна позвонила на линию «103» и узнала, что в городе произошло серьезное ДТП. Сорвалась в больницу. Врачи-реаниматологи спросили: «Вы сильная женщина?» И не дождавшись внятного ответа, сообщили о беде. Несчастная потеряла сознание. Сваты Ирина Евгеньевна и Владимир Иванович Перевера узнали о трагедии глубокой ночью. Подумали, что какая-то злая шутка. Оказалось, правда. Звонил врач-реаниматолог. Все оборвалось.
Самого маленького, Алешеньку, не спасло даже детское кресло. Он долго не сдавался, держался за жизнь обеими ручонками. Сердечко остановилось на рассвете.
Утром вся Лида гудела. Виновник ДТП трезвел на больничной койке под пристальным взглядом сотрудников милиции. Пассажиры «Мицубиси-Каризма» попали на операционный стол. Шансы на выздоровление одного из них были минимальны. Травмы, несовместимые с жизнью, привели к летальному исходу 18 августа.
…В день похорон у Дома скорби собралось очень много людей. Со всей страны в Лиду съехались друзья Владимира Перевера. Он долгое время занимался академической греблей и в последнее годы тренировал детишек в местной ДЮСШ. Большую поддержку родственникам погибших оказал областной профсоюз, их родные предприятия и совершенно чужие люди. Неоценима помощь Аллы Владимировны Ботяковой, Аллы Францевны Грушецкой, Ивана Ивановича Пищукевича. Организацию похорон взял на себя не чужой семье человек – сотрудник Лидского РОВД майор милиции Александр Биль.
Семья из пяти человек покоится на старом слободском кладбище. Огромная могила утопает в цветах. Сердце щемит при виде детского зонтика, под которым лежат книжки, машинки, куклы…
Что сейчас говорить о большой любви, нежности, внимании и сплоченности семьи, в которой родные обращались друг к другу не иначе как Антошенька, Володенька, Олюшка, Ксеньюшка, Алешенька? Ольга Перевера, педагог по образованию, была весьма щепетильной мамой, вела розовый и голубой журналы развития своих малышей, ежедневно вносила в него записи, отслеживая каждый приобретенный навык, события, победы. Она часто делилась с мамой и свекровью своим безграничным счастьем, до конца не веря, что любима и любит. Конец всему, нет больше ничего.
Пропусти через себя
Как ни крути, преступления данной категории являются неумышленными. А, стало быть, смягчают вину их совершивших. Но давайте поразмыслим. Разве соизмеримы 7 лет за кражу или разбой и столько же за ДТП, в котором погибают шесть человек, а двое становятся инвалидами? Поэтому поймите и Ирину Перевера, а также их сватью Дануту Струкель: они немного успокоятся и пойдут дальше к функционерам различного уровня. Страшную трагедию на дороге они всегда будут воспринимать как убийство. Никто их не переубедит.
Посмотрите на лица скорбящих женщин. На улыбающихся людей, запечатленных на портретах в траурном обрамлении. И запомните на всю жизнь. Каждый день пьяные мужчины и женщины норовят взгромоздиться в водительское кресло и завести мотор. И не исключено, что жертвами станут ваши близкие люди. Остановите преступников!
Источник: www.perspektiva.grodno.by