Даже «в целях оптимизации» выпуска национального автобуса Минский автомобильный завод не готов объединить свое автобусное производство с заводом «Неман» в Лиде. Такова резолюция Министерства промышленности на идею создания автобусной группы на базе двух предприятий.
Как неофициально пояснили «Е» в Минпроме, такая позиция продиктована технологическим отставанием лидского завода – УП «ОЗ «Неман», который юридически входит в ГНПО «Агат», от автобусного филиала МАЗа. Дело в том, что выпускаемые на «Немане» автобусы малой вместимости и с высоким уровнем пола – это прошлое мирового автобусостроения. Даже страны СНГ постепенно переходят в пассажирских перевозках на автобусы средней и большой вместимости, на которых специализируется МАЗ.
Технологическое переоснащение лидского предприятия в случае его объединения с МАЗом потребовало бы значительного объема дополнительных инвестиций. А их ни у автобусного подразделения, ни у ПО «РУП «БелавтоМАЗ», в состав которого оно входит, сегодня катастрофически не хватает даже на текущую деятельность.
О сложной ситуации, которая сложилась в автомобилестроительной отрасли из-за последствий кризиса, красноречиво говорит статистика. За январь–май 2009 года автомобилестроительными заводами Беларуси было произведено более чем на половину меньше грузовой техники, чем в аналогичном периоде прошлого года, – всего 49,8%. При этом даже из произведенной техники большая часть оказалась на складах. Так, из произведенных в указанный период 5480 грузовых автомобилей 3945 были отправлено на склады.
С автобусами ситуация не намного лучше: по сравнению с аналогичным периодом 2008 года падение производства составило около 25%. При этом также большая часть белорусских автобусов оказалась невостребованной на внутреннем и на внешнем рынках. Из общего объема выпуска за первые 5 месяцев текущего года, который составил 709 единиц, на складах оставались 415 автобусов.