Наш гость — лидчанин, художник Сергей Русак, расскажет немного о своём творчестве в кратком интервью.
Сергей на протяжении 10 лет занимается не совсем обычным искусством. Не только в его мастерской рождаются невероятно интересные вещи, но и, например, самую большую его работу все могут увидеть в Минске на фасаде производственного здания МЗОР на улице Октябрьской.
За всё время Сергей стал автором большого множества произведений, охватить все из которых просто невозможно. Внизу статьи по ссылкам вы сможете ознакомиться с любыми из них.
— Сергей, как правильно называется то, чем ты занимаешься? Это — трафаретные рисунки, стрит-арт, граффити? Или стиль совмещает несколько направлений?
— То, что у меня получается на выходе — рисунки в технике трафарет. Стенсил-арт (stencil-art) звучит ещё круче, чем трафарет. Я обрабатываю изображения до ч/б и полутоновых, затем послойно вырезаю и наношу на поверхность с помощью аэрозолей.
Пробую экспериментировать над техникой и поверхностями для рисунков. Техника рисунков вышла, как от граффити (при создании паттернов для фона и заливки форм, фона), так и от стрит-арта (быстрое нанесение рисунка с посылом для прохожих в кратчайшие сроки).
К слову, в Европе стрит-арт получил такое одобрение, что с уверенностью пришёл в галереи и к коллекционерам современного искусства. В ответ на это, точнее против коммерциализации стрит-арта, всемирно известный художник Blu начал закрашивать свои гигантские рисунки на стенах домов в родном городе.
— Откуда возникло желание заниматься подобным? Это было внезапное озарение? До первой работы ты занимался чем-то схожим? Есть какое-то специальное образование, или это самореализация?
— Желание творчества и тяга к созданию проявлялись постепенно, достигли своего апогея в условиях учёбы в техникуме на совсем не творческой специальности.
После самостоятельных проб рисунка (не совсем удовлетворивших меня), классического его понимания, а также открытости к экспериментам и знакомством c DIY (do it yourself) культурой пришёл к технике подготовки и нанесения изображений трафаретом. Самореализация ли это? Да.
— Какая твоя работа была первой?
— Первой работой был скачанный из интернета рисунок, который показывал, как ножницами обрезают зависимость человека от денег. Юношеский максимализм и жажда протеста :)
— Сергей, можешь приблизительно назвать число всех своих произведений?
— Смотря, что можно считать полноценной работой. Если говорить о вырезанных трафаретах — готовых, думаю, за тысячу уже давно перевалило. Я не использую плоттерную резку — все трафареты ручной резки, то есть, как сейчас любят говорить — хэнд-мэйд.
— Твои работы знают не только в Лиде. В каких городах можно их увидеть? Не только в Беларуси?
— На улицах мои работы не увидишь, кроме последней стены в Минске, в рамках бразильско-белорусского фестиваля стрит-арта.
В частных коллекциях мои работы находятся в таких городах как Минск, Киев, Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Гданьск, Амстердам, Лондон.
— У тебя есть совместные работы, с кем приходилось общаться, перенимать какой-то уникальный опыт? Принимал участие в выставках?
— Совместных работ немного, но я слежу за сценой развития стенсил-арта в Европе, так и в мире. Принимал участие в фестивалях в Беларуси и в Польше, выставлял работы на выставках с талантливыми художниками в Минске, в центре современного искусства в 2015 году, в Киеве — выставка виниловых пластинок в далёком 2008-м.
— Работа художника на холсте или дизайнера происходит, как правило, в уютном помещении, за рабочим местом, к твоему искусству это тоже относится?
— Почти все мои работы так и подготавливаются: уютными вечерами с аудиокнигами, за столом с трафаретом и резаком. Это занимает 90-95 процентов трудозатрат на работу.
Spaceman/ Касманаўт (трафарэт. Сяргей (Izum) ) from Sveta Far on Vimeo.
— Какие работы были самыми масштабными в плане физического труда?
— Масштабная работа с Чапским заняла неделю моего времени, и это благодаря всем помощникам и организаторам фестиваля. Пришлось писать за свой счёт на полторы недели на заводе, для такого незатейливого дела.
Посмотреть больше фотографий работы «Чапскi» ...
— Что из нового, свеженького удалось сделать?
— Сейчас пробую делать тиражи постеров с трафаретами ручной резки на плотной бумаге, для современных интерьеров и ценителей такого рода творчества. Удалось зимой оформить кафе «Лаука» в Минске, как раз неподалёку от «Чапского».
— Есть какие-то задумки на будущее?
— Работа над собой и творчеством :)
* * *
Касмiчны кошык.
Пятислойный трафарет на плотном картоне. Посмотреть больше ... <1> <2> <3>
В центре произведения персонаж, не требующий представления. Посмотреть больше ...
Посмотреть больше работ Сергея Русака можно на следующих ресурсах:
В статье использовались фотографии: Сергей Русак, Каролина Полякова, Александр Малахов, Камила Янушкевич.
«Бизнес-Лида», 2016.